Урок "СССР на завершающем этапе войны"

1, улица Загороднева, Саратовская область, Лох
Родионов Михаил
31 мая 2017 года
КонкурсВсероссийская акция "Уроки памяти"
НоминацияКонкурс для учителей
Скачать: 1601_0.rtf   Скачать: 1601_1.ppt   Скачать: 1601_2.jpg  

9 класс

Тема урока: СССР на завершающем этапе Второй мировой войны

Цели урока:

Понимать:

•античеловеческую сущность фашизма,

•характер войны,

•источники и причины победы советского народа.

Знать:

•даты основных событий;

•основные термины и понятия.

Уметь:

•описывать события, сражения, битвы;

•структурировать полученные знания;

•формулировать суть дискуссии о причинах победы советского народа;

•формулировать выводы об итогах войны;

•использовать знания в самостоятельной деятельности;

•выражать своё отношение к событиям того времени.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Форма урока: урок-лекция с элементами дискуссии.

План урока:

I . Организационный момент

II. Актуализация знаний по предыдущей теме «Коренной перелом в ходе войны»

III. Изучение нового материала.

IV. Закрепление изученного материала.

V. Домашнее задание.

Ход урока

I . Организационный момент

Учитель проверяет, все ли ученики готовы к уроку, включает проектор.

Затем учитель озвучивает эпиграф и дает задание ученикам на урок.

Эпиграф: «Война сложна, темна и густа как непроходимый лес. Она непохожа на ее описание, она проще и сложнее».

Илья Эренбург

Задание на урок: Определите причины победы СССР в Великой Отечественной войне.

II. Актуализация знаний по теме «Коренной перелом в ходе войны»

1.Рассказ учителя.

К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.

Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).

Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.

Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР.

Рассказ учителя сопровождается показом слайда 5 презентации.

2. Самостоятельная работа учеников с текстом из презентации.

Задание ученикам: рассмотрите слайд 6 и выпишите в тетрадь основные направления «десяти сталинских ударов».

  • Январь 1944 г. прорыв блокады Ленинграда.
  • Февраль-март Днепровско-Карпатская операция. Была освобождена вся Правобережная Украина.
  • Апрель-май разгром немецких войск в Крыму
  • 6 июня открытие второго фронта. Наступление Красной Армии на Карельском перешейке, прорыв «линии Маннергейма», заняли Выборг и Петрозаводск. Финляндия вышла из войны.
  • 23 июня операция «Багратион». Немцы были разбиты в районе фронта Витебска, Бобруйска, Могилева, Орши. Была освобождена вся советская Белоруссия, часть Литвы и восточной Польши. Группа немецких армий «Север» в Прибалтике была расчленена на двое.
  • Июль 1944 г. наступление войска 1-го Украинского фронта, окружившие 8 дивизий противника и освободившие Львов.
  • Август 1944 г. на южном направлении в районе Кишинева были разгромлены немецко-румынские войска. Были окружены 22 дивизии противника, которые были уничтожены. Рухнул весь южный фланг немецкой армии. Из войны была выведена Румыния. Был освобождён Белград. Румыния и Болгария выступили против Германии.
  • В сентябре-октябре были освобождены Эстония и Латвия, 38 дивизий противника были уничтожены южнее Риги.
  • Осень 1944 г. окружение Венгрии.
  • Удар в северной Финляндии, освобождение от немцев Норвегии.

III. Изучение нового материала.

  1. Операция «Багратион»

Учитель дает задание ученикам: рассмотрите слайд 7 презентации и дайте ответ на вопросы:

- какую особенность этой военной операции вы можете назвать?

- кто помогал советской армии? (актуализация материала пройденной

темы «Советский тыл в Великой Отечественной войне»)

Правильные ответы:

- главный удар был нанесен в неожиданном для противника направлении;

- советской армии помогали белорусские партизаны

2. Подвиг Василия Ивановича Загороднева.

Задание ученикам: рассмотреть слайд 8 презентации и дать ответы на вопросы:

- какой подвиг совершил наш земляк Василий Иванович Загороднев?

- какой ценой советской армии досталась победа только в этом одном сражении?

- как увековечена память Василия Ивановича Загороднева?

Рассказ учителя о результатах «десяти сталинских ударов».

В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 136 дивизий противника, из них около 70 дивизий были окружены и уничтожены. Под ударами Красной армии окончательно развалился блок стран «Оси»; были выведены из строя союзницы Германии — Румыния, Болгария, Финляндия. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.

Фронтальный опрос учеников: «Насколько эффективными были «Десять сталинских ударов»? Какие результаты они принесли?

Допустимы различные ответы на вопрос, главное – формирование собственной точки зрения ученика.

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель: давайте вернемся к заданию на урок.

Фронтальный опрос учеников: определите причины победы СССР в Великой Отечественной войне.

Правильные варианты ответов:

– героизм и сплоченность народа.

– окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.

– единство фронта и тыла

- чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.

– героическая борьба партизанских соединений и подполья.

– жестко централизованная экономика СССР.

Демонстрация слайда 9 презентации для наглядного представления об итогах войны.

V. Домашнее задание.

Ученики открывают дневники. Учитель сообщает под запись домашнее задание

  • §34 учебника, прочитать и пересказать.
  • завершить заполнение хронологической таблицы «Сражения Великой Отечественной войны».

31.05.2017

Сохранена авторская орфография и пунктуация

Истории

Методические разработки

Рассылка

Оставьте вашу электронную почту,
чтобы получать наши новости

© Страна с Великой историей. 2016